Ваш имидж на работе
 
 Спонсоры проекта
 
 Интервью (собеседование)

Интервью - это искусственно созданная ситуация, которая может иметь важные последствия. За относительно короткое время могут быть приняты очень важные решения. И тот, кто берет интервью, и тот, кто его дает, должны быть подготовлены соответствующим образом - это испытание вашего имиджа в целом и того, насколько хорошо вы умеете его проецировать.


Многие интервьюеры не понимают, что они тоже подвергаются внимательному осмотру. В наше время ужесточения конкуренции за наем на работу лучших работников им придется изменить свое отношение к своему имиджу. Интервьюер - хозяин, он должен радушно встретить своего гостя (претендента на должность), помочь ему (ей) снять пальто, если в этом есть необходимость, указать ему (ей), куда сесть. Если только в его намерения не входит запугать своего собеседника, он должен улыбнуться своему гостю, пожать ему руку, говорить с ним таким образом, чтобы гость хорошо его понимал. Если краткая биография (резюме) претендента на должность была выслана интервьюеру заранее, то не стоит читать ее во время самого интервью. Чем доступнее ведущий и претендент на должность друг для друга в смысле их позиционного расположения, тем легче им воспринимать физические сигналы друг друга. Столы очень эффективно выполняют роль барьеров, отделяющих собеседников друг от друга. В то же время, если вокруг претендента на должность слишком много свободного места, он может почувствовать себя уязвимым и слишком открытым. Низкий журнальный столик, например, поможет ему почувствовать себя более уверенно. Кроме того, на столике можно разместить записи и т.д.


Иногда интервьюер сам садится на стул, а своего гостя сажает на более низкое сиденье. Если вы гость, то смотрите на такую ситуацию как на попытку интервьюера использовать более высокое место в качестве компенсации своего чувства неполноценности. Если вы интервьюер, то вам не следует слишком много говорить и уклоняться от темы. Вам нет необходимости расхваливать свою фирму и ее достижения - это не входит в вашу задачу, если только у вас нет опасений, что к вам никто не захочет идти работать. Если у вас мало времени, неприлично показывать это всем своим видом и лишать возможности пришедшего на собеседование человека сказать о себе все, что он наметил.


Слушайте внимательно и вы увидите, что собеседования очень полезны. Если вы будете слушать только те ответы, которые хотите услышать, то вы можете неправильно оценить людей. Люди, пришедшие на собеседование, очень много говорят о себе своей манерой говорить и тем, что они говорят. В моральном кодексе американской фирмы по производству мебели Терман Миллер" записано: "Заурядных людей не бывает". Поэтому ваша задача как интервьюера - выяснить, в чем незаурядность каждого человека, который пришел к вам на собеседование, Возможно, что данный кандидат на вакантную должность в отделе сбыта не подходит для работы такого плана, но не исключено, что через шесть месяцев вам потребуется специалист по работе с кадрами и он или она идеально подойдет для этой должности.


В начале интервью вам следует сообщить претенденту на вакантную должность, сколько времени будет длиться собеседование (часы должны быть у вас перед глазами) и какого рода вопросы вы будете задавать. В этом случае, даже если вы начнете задавать личные вопросы, они не вызовут замешательства у претендента. Ваш "язык тела" должен выражать открытость и спокойствие, вам надо посылать своему собеседнику сигналы поддержки, кивая головой в знак согласия и показывая обратную связь, Основную часть времени должны занимать открытые вопросы, т. е. такие, на которые ваш собеседник может дать пространный ответ, а не просто сказать "да" или "нет". Вы можете отступать от заранее подготовленных вопросов в зависимости от обстоятельств. Ваша задача - дать вашему собеседнику возможность как можно полнее выразить себя.


Если вы не уверены, что правильно поняли ответ вашего собеседника, перефразируйте его слова, предварив их фразой "Вы говорите, что..,", -тем самым вы можете внести ясность. Если в паузах молчание затягивается, то вам следует взять инициативу в свои руки и задать очередной вопрос.


Многие из нас испытывают определенный комплекс неполноценности в роли просителя, и, стараясь компенсировать этот комплекс, мы начинаем очень много говорить, выдавая о себе больше информации, чем нужно, и давая на один вопрос несколько ответов. Предположим, если вы коллекционируете какой-либо антиквариат, не стоит говорить слишком подробно об этой своей страсти, если только она не имеет отношения к той работе, на которую вы претендуете.


Заранее продумайте, на каких вопросах вы хотели бы сделать основной упор. Отвечайте на вопросы не спеша. Если нервничаете сделайте паузу и глубокий вдох. Нервные реакции управляемы. Существуют различные способы, помогающие скрыть волнение. Например, если ваша шея и грудь от волнения покрываются красными пятнами, то следует надеть одежду с высоким воротом. Если у вас становятся влажными ладони, подержите запястья под струей холодной воды перед . тем, как идти на собеседование.


Если вы не поняли вопрос, не стесняйтесь переспросить. Очень важно давать релевантные ответы на задаваемые вопросы, Большое значение имеет и ваша манера отвечать на вопросы.


Ирина, после того как выросли ее дети, вновь хотела бы устроиться на работу. Она чувствует, что выглядит слишком "легковесно" во время интервью. Нервничая, она обычно слишком много улыбается и произносит свои ответы на вопросы с вопросительной интонацией. Создавалось впечатление, что она сама не уверена, закончила она свой ответ или нет. В результате этой нервной привычки у людей сосоздавалось впечатление, что Ирина нерешительна и не вполне четко понимает то, о чем ее спрашивают. Интервьюеру было сложно определить, закончила она отвечать на его вопрос или нет, в результате создавалась неловкая ситуация.


Когда Ирина научилась сдерживать свою нервную улыбку и отвечать на вопросы с правильной интонацией, ей стало намного проще отвечать на вопросы интервьюеров.


Не спешите сразу, в самом начале интервью, выкладывать свою биографию или приводить примеры своей работы. Это может быть воспринято как показатель того, что вы не очень уверены в своем умении отвечать на вопросы и хотели бы переключить внимание интервьюера.


Сама ситуация уже наделяет интервьюера достаточной значимостью, поэтому ему нет необходимости одеваться слишком официально. Внешность ваша должна в первую очередь располагать к себе претендента на вакантную должность, а одежда должна соответствовать уровню вашей фирмы. Для претендента наиболее приемлемой одеждой является костюм. В некоторых профессиях, особенно творческого плана, бывает очень трудно решить, как одеться. Если вы никак не можете решить для себя этот вопрос, подойдите к зданию фирмы часам к девяти утра или к пяти вечера и посмотрите, как одеваются сотрудники фирмы. Оденьтесь для интервью в этом стиле, но выбрав самое лучшее из того, что у вас есть. Даже в одной отрасли у работников разных фирм может быть совершенно разный стиль в одежде. Американская телевизионная программа "Крупная фирма" провела сравнение фирм "Эпл Компьютере" и "IBM". Работники этих фирм выглядят настолько по-разному, что им немыслимо было бы сменить место работы, не изменив прежде свой внешний облик, хотя в принципе все они работают в одной отрасли промышленности. Работники фирмы "Эпл Компьютере" предпочитают свободный, в некоторой степени "альтернативный" облик, в то время как сотрудники "IBM" одеваются в строгом деловом стиле,


Ниже даны советы:

  • Нередко люди, пришедшие на собеседование, плохо подготовлены к нему, т, к. они не знают, ЧТО ИМЕННО НАДО ЗНАТЬ ДЛЯ ДАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Желательно разузнать как можно больше о фирме и изложить несколько ключевых моментов на основе собственного опыта. Это поможет вам убедить интервьюера в своей перспективности.
  • Иногда люди заучивают те слова, которые собираются сказать во время интервью. В этом случае они похожи на актеров, произносящих чужие слова. Едва ли это может кому-либо понравиться. Готовясь к интервью, продумайте идеи, а не конкретные слова. 
  • Многие люди во время собеседования рассуждают обо всем абстрактно, очевидно из опасения скомпрометировать себя. Лучше все же там, где это можно, приводить конкретные примеры. Если, например, у вас спрашивают: "Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать хороший менеджер?", то, конечно, в своем ответе вы можете дать свои рассуждения о теории менеджмента. Но в то же время - и это произведет более благоприятное впечатление - вы можете вспомнить и свой собственный опыт: "Работая менеджером, я понял..." - и дать интервьюеру представление, как вы вели себя в этой роли. Он уже сможет наглядно представить вас в роли менеджера, и вы значительно ближе подойдете к тому образу, который интервьюер имеет в виду, подбирая человека на эту должность.
  • Судят о вас в первую очередь по внешнему виду. Избегайте крайностей и помните о факторе "люди, подобные нам". Очень важно прямо смотреть в глаза интервьюеру - вам необходимо быть все время наготове, но в то же время оставаться спокойным.
    • Во время собеседований, так же как и во время публичных выступлений, вы подаете наивысшую форму своего общего имиджа. Ваша речь должна вызывать больший интерес, чем речь большинства из нас в обычном разговоре. Лучше говорите более короткими, чем обычно, предложениями, но не длинными и запутанными. Вас будет легче понять.
  • Мы склонны воспринимать вопросы на собеседовании как экзаменационные. Когда нас о чем-то спрашивают.
  • мы стараемся рассказать все, что знаем по данному вопросу. А вы должны "уйти, пока еще не надоели". У интервьюера возникает интерес к вам, у него есть основания для формулирования следующих вопросов, интервью идет гладко, без мучительных пауз. Как говорила Сью: "Ничто так не обескураживает интервьюера, как то, что его собеседник в первом же ответе охватывает шесть следующих вопросов, которые интервьюер собирался ему задать".
  • Очень важно с самого начала установить, какие темы будут затронуты в интервью. Люди, пришедшие на собеседование, легко ранимы и, вследствие этого, ждут от интервьюера подвоха. Если они заподозрят, что ими манипулируют, они не смогут проявить себя должным образом.
  • Интервьюерам кажутся привлекательными те люди, которые похожи на них. Это несправедливо, но это так. Однако вы можете произвести сильное впечатление, если подготовитесь как следует к интервью, если ваши манеры будут соответствовать вашим словам, если вы проявите конструктивный, позитивный подход. Многие люди могут научиться подавать себя во время собеседований значительно лучше, чем они это делают.