Публичное выступление
 
 Спонсоры проекта
 
 Победа над нервами

Нервозность вызывает увеличение содержания адреналина в крови. В разумных дозах адреналин может сделать ваше выступление более энергичным и возвести его на более высокий эмоциональный уровень. Практически каждый профессиональный исполнитель испытывает повышение уровня адреналина во время премьеры. Адреналин становится стимулятором, который может превратить хорошее исполнение в блестящее. Зачастую каждый бывалый оратор или актер начинает неожиданно нервничать без видимых причин. Чтобы добиться в своем деле успеха, им необходимо научиться управлять своим нервным состоянием и использовать его в своих интересах. Может быть вы могли бы очень много сделать для создания своего "имиджа для публичных выступлений", но все ваши усилия будут напрасны, если в самый ответственный день вас подведут нервы и вы потеряете самообладание и уверенность в себе.


Попробуйте задать себе вопрос: "Что может случиться?" Ведь в любом случае вашей жизни ничто не угрожает, В худшем случае вы не сможете выдавить из себя ни одного слова, или вам начнут задавать каверзные вопросы, которые поставят вас в тупик, вы, может быть, будете запинаться на некоторых словах, но жизнь от этого не остановится, Эти рациональные рассуждения могут и не помочь вам, но если вы запланируете себе заняться чем-нибудь приятным после своего выступления, это может помочь – вам будет чего ждать и это отвлечет вас от грустных мыслей по поводу вашего неудачного выступления.


Предполагается, что если вас пригласили выступить, значит вас считают достаточно авторитетным и интересным человеком. По крайней мере тот человек, который приглашает вас, думает именно так, даже если вы не разделяете его мнения о своей личности. Если ваше выступление связано с работой, то едва ли бы вам поручили столь ответственное дело, если бы не считали, что вы с ним прекрасно справитесь, Если кто-нибудь на работе предлагает вам развить свое умение выступать перед публикой, вам следует воспринять это как комплимент, т. к. эти слова могут означать, что они считают вас способным на большее.


Неплохо было бы проанализировать свое собственное отношение к себе, которое порождает неконтролируемую нервозность. Например, считаете ли вы, что когда вы поднимаетесь с места, чтобы заговорить, взоры всех присутствующих устремлены на вас? Нет ли у вас при этом таких мыслей, что все смотрят на вас с подвохом, с целью дать вам свою критическую оценку?


Если вы ответили положительно на оба вопроса, то вы сильно преувеличиваете великодушие слушателей. В идеале, конечно, слушатели, как только вы начали говорить, должны сразу настроиться на восприятие, но на самом деле люди настолько поглощены собой, что их мысли сосредоточены, в основном, на своих делах и заботах. Некоторые, например, размышляют о том, что надо бы отвезти свой автомобиль в ремонт, другие - о том, что взять на обед, третьи - о том, что в комнате слишком душно и хорошо бы кто-нибудь включил вентиляцию. Но из вежливости все притворяются, что внимательно слушают


Ваша задача, как оратора, заключается в том, чтобы привлечь к себе внимание слушателей. Ваша цель - сконцентрировать их внимание на том, что вы собираетесь им сказать. Возможно, вам придется призвать их к вниманию, сказать несколько слов о себе и сделать небольшое вступление, с тем чтобы публика поняла, на какую тему вы собираетесь говорить с ней. Если вы впервые выступаете перед данной аудиторией, вам следует отвести некоторое время на процесс приспособления к ней, как бы вступить с публикой в переговоры, с тем чтобы вызвать к себе интерес и завоевать внимание слушателей.


Опытные ораторы никогда не говорят о наиболее важных вещах на ранней стадии своего выступления: они знают, что это период приспособления к публике. Иногда они делают спорные заявления, чтобы вызвать реакцию слушателей, но они никогда не говорят о важных вещах изолированно, без пространного контекста и неоднократного повторения этих основных вопросов.


Некоторые ораторы смотрят на публику как на огромного зверя, который собирается напасть на них. Это ошибочный взгляд, если только вы не попадете в такую ситуацию, когда вы точно знаете, что публика к вам настроена враждебно. Я думаю, что если у вас пессимистический взгляд на человечество, то вам, конечно, может прийти в голову мысль, что публика желает вашего провала. Однако даже те люди, которые действительно не разделяют ваших взглядов, не хотели бы сидеть и слушать нудное неинтересное выступление. Они скорее согласятся принять вызов более достойного противника. Большинство слушателей хотели бы, чтобы ваше выступление прошло успешно, даже если при этом они хотят, чтобы содержание этого выступления потерпело фиаско.


Если верить справочнику "Book of Lists", в зале находится много людей, которые точно так же, как вы, нервничают, выступая перед публикой, и меньше всего им хотелось бы стать свидетелями вашего провала. Это напомнит им об их собственной уязвимости (эта реакция подобна той, что мы испытываем, когда узнаем о смерти знакомых нам людей, хотя сила этих реакций разная. Мы горюем по поводу утраты человека, сочувствуем его семье и друзьям, но в то же время думаем о том, что и мы смертны.)


Публика надеется установить контакт с оратором. Слушатели чувствуют себя спокойно и уверенно, так как выступают в роли наблюдателей, а не наоборот. Численное превосходство публики еще более укрепляет их уверенность в собственной безопасности. Выступающий испытывает больший стресс, у него (нее) ускоряется пульс. Когда кто-либо из публики начинает задавать вопросы, то уже его (ее) пульс учащается, потому что он (она) вдруг оказывается объектом пристального внимания всех окружающих. Кстати, пульс того слушателя, что сидит рядом с задающим вопросы, также ускоряется. Что бы ни было написано на наших лицах, многие из нас ежатся, став объектом внимания других.


Численное превосходство сказывается на поведении каждого из присутствующих. Индивидуумы, которые во время разговора один на один поддерживали бы говорящего, например кивали бы головой, говорили бы какие-то слова, реагировали бы своей мимикой, находясь в группе практически не подают этих знаков внимания. Выступающий, который олицетворяет собой "имидж" их самих и ведет себя соответствующим образом, ожидает от публики ответной реакции, но не получает ее. Неопытного оратора такое поведение может обескуражить. Но это вовсе не означает, что слушатели не воспринимают ваши слова, просто люди, находясь в общей массе, ведут себя совсем не так, как они ведут себя в качестве индивидуумов. Понимание этой разницы поведения может вам очень помочь.


В соответствии с формулой "поведение порождает поведение" существует способ, при помощи которого вы, как выступающий, можете повлиять на поведение публики. Чем увереннее вы в себе, чем свободнее держитесь, тем скорее вы сможете убедить публику в том, что вам есть, что сказать. На период выступления перед публикой вам отводится роль лидера.

Думая о том, что может произойти с вами в случае провала, постарайтесь оценить эту ситуацию с юмором. Затем представьте себе, что у вас все идет гладко, что публика одобряет вас по всем пунктам. Поэтапно проведите себя через все выступление, начиная с того момента, когда вы входите в комнату, нервничая, но контролируя свои эмоции, и до того момента, когда вы, довольные собой, покидаете здание.
Мысленно вы можете сделать несколько прогонов разных сценариев. Если же вы постоянно будете думать о неудаче, вспоминая свой прошлый опыт или представляя себе возможность своего провала, вы тем самым блокируете даже саму возможность успеха, Ваш пессимистический взгляд на свое выступление может стать пророческим. Ваш негативный настрой перекинется и на другие аспекты. Вы начнете откладывать подготовку к выступлению, выработаете в себе оборонительную позицию по отношению к публике, и она это сразу почувствует. Старайтесь думать о своем выступлении только с положительным настроем, и оно будет успешным. Неподдельный энтузиазм и сильное желание "достучаться" до слушателей может с лихвой компенсировать недостаток опыта.


У вас могут возникнуть мысли о том, что какое-нибудь непредвиденное обстоятельство помешает вам выступить успешно. Заранее придумайте какую-нибудь уловку на случай затруднительного положения, Например, если вы растерялись и не знаете, что делать дальше, можно сказать: "Извините, я хотел бы проверить по своим записям, все ли вопросы были охвачены". Публика решит, что вы заранее разработали структуру своего выступления и неукоснительно следуете ей; они могут воспользоваться кратким перерывом для отдыха. Иногда, если слушателей немного и их легко призвать к порядку, эту функцию может выполнить перерыв на вопросы. Перерыв этот должен быть совсем коротким, затем вы легко можете вернуться к теме своего выступления.


Многим ораторам приходится заниматься и организацией того мероприятия, на котором они выступают. В этом случае необходимо выкроить время (желательно незадолго до начала выступления) на подготовку, иначе ваше выступление, а следовательно и само мероприятие, может сорваться, Я считаю, что вы должны физически подготовиться к предстоящей работе. Если у вас достаточно времени и вы регулярно бегаете, плаваете или занимаетесь аэробикой, то вы можете выполнить свои обычные разминочные упражнения. После того как вы разомнете свое тело и голос, они станут более восприимчивыми к командам, посылаемым вашим мозгом. Уделите пять минут релаксации своего тела и попытайтесь ни о чем не думать. Если в голову будут лезть какие-то мысли, то не пытайтесь прогнать их - они уйдут сами. Медитация может вас очень хорошо успокоить и дать вам заряд бодрости.


Перед выступлением надо обязательно провести мини-тренировку для голоса и тела, даже если в вашем распоряжении всего пять минут и укрыться от любопытных глаз вы можете только в туалете. Помните, что особое внимание надо уделить тем частям вашего тела, которые бывают слишком напряжены. Если во время выступления у вас дрожат колени, значит вам надо потрясти ногами и обязательно размять их перед выступлением. Если у вас дергаются мышцы лица, то уделите им особое внимание, помассировав их и потянув. Подробно упражнения для различных частей тела описаны в главах четвертой и шестой.


Выполните по крайней мере следующий минимум упражнений:

  • Проверьте, не напряжены ли ваши шея и плечи, для этого легонько покивайте головой и сделайте несколько круговых движений плечами.
  • Потрясите руками и ногами для снятия напряжения.
  • Убедитесь, что ваше дыхание легкое. Живот при вздохе должен выпячиваться, а при выдохе - втягиваться. Сделайте несколько выдохов.
  • Разомните лицо, помассируйте челюсти (рот при этом должен быть открыт), вытяните вперед, а затем растяните губы. Сложите губы бантиком и сделайте выдох, затем отрывисто произнесите несколько раз "па-па-па-ба-ба-ба-ма-ма-ма", после чего опять сделайте выдох, сложив губы бантиком. Вздохните и зевните.
  • Встаньте прямо, распрямив спину и вытянув шею, и улыбнитесь. Если на вашем лице будет написано, что вы радуетесь своему присутствию в этом месте, вы действительно можете ощутить эту радость.

Если, войдя в комнату, в которой вам предстоит выступать, вы начинаете паниковать, то в этом случае попробуйте про себя прокомментировать свои действия. Не думайте в данный момент о том впечатлении, которое вы производите на публику. Например: "Я иду к сцене, вдох-выдох, я смотрю на людей и улыбаюсь им, вдох-выдох, я сижу на сцене, вдох-выдох". Вам следует сидеть и стоять в удобном для вас положении, чтобы посылать публике именно те сигналы, которые вами запланированы. Больше всего изматывает ожидание выступления. В это время можно сосредоточиться на своем дыхании, следить за тем, чтобы оно было медленным и спокойным. При таком дыхании вы будете и выглядеть спокойно, что бы у вас ни происходило внутри.


Помните о том, что вы должны сосредоточить свое внимание на публике, установить с нею контакт, Кто-то предложил, что если вы испытываете страх перед аудиторией, то представьте себе, что ваши слушатели сидят перед вами абсолютно голыми. Это поможет вам снять с себя напряжение. В некоторых случаях это может вызвать у вас неконтролируемый нервный смешок, но все же попытайтесь провести такой эксперимент. В ожидании своего выступления можно заняться оценкой публики. Чем внимательнее вы всмотритесь в лица слушателей, тем более тесный контакт установится между вами. Попробуйте угадать их возраст, социальное положение, подсчитайте, сколько мужчин и сколько женщин находится в зале. При наличии определенного опыта публичных выступлений вы сможете подстроиться под конкретную публику в своем выступлении. Решите для себя, что вы собираетесь делать, когда начнете говорить, а не старайтесь что-то из себя изобразить. Стараясь произвести определенное впечатление (быть забавным, шокировать людей или поразить их), мы редко продумываем средства осуществления своих замыслов и поэтому не достигаем намеченных целей. С другой стороны, если средства будут выбраны правильно, то нужный эффект будет достигнут сам по себе. Так что вы могли бы произнести несколько слов приветствия, затем постараться заинтриговать публику чем-то, подбодрить ее, бросить ей вызов. От вас требуется только одно - знать то, что вы делаете и делать это. Говорите себе: "Я представляюсь, делаю паузу, вдох-выдох. Я уверен в себе, вдох-выдох. Я приступаю к изложению проблемы, вдох-выдох".


Все упражнения, предназначенные для снятия стресса (описанные в предыдущих главах), могут помочь вам снять нервное напряжение. Если у вас пересох от волнения рот, то представьте себе, что вы сосете лимон, или покусайте кончик языка - ваш рот наполнится слюной. При избытке слюны несколько раз приоткройте рот и сделайте вдох - это помо жет высушить излишек слюны. Еще один отходной вариант -сделать несколько глотков воды, предварительно сказав публике о своем намерении сделать это. При этом вы получаете перерыв, во время которого сможете собраться с мыслями.